ФЕЙКИ В РОССИЙСКОЙ МЕДИАСРЕДЕ В ПЕРИОД РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСА COVID-19 (на примере информационного поля Приморского края)
DOI:
https://doi.org/10.24334/KBSU.2021.1.1.004Ключевые слова:
COVID-19, СМИ, коронавирус, пандемия, журналистика, Приморский край, фейкАннотация
В статье рассматривается явление фейков в практике современных медиа в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 на примере информационного поля Приморского края. Жертвами пандемии стали тысячи человек в мире. Пандемия COVID-19 оказалось самым глобальным явлением 2020 г. Она продолжает оказывать своё влияние на все сферы жизни общества во всех странах мира: политику, экономику, образование, науку, здравоохранение, культуру. Малоизученный на сегодняшний день вирус вселяет в людей страх и становится главной причиной принятия на веру
различных слухов и разнообразных фейков о происхождении, свойствах и методах профилактики вируса, а также о его распространении в обществе.
Библиографические ссылки
Бейненсон, В. А. Проверка достоверности информации в условиях новых медиа: проблемы и возможности / В. А. Бейненсон – Текст: непосредственный // Журналистика в системе альтернативных источников информации: сб. мат-лов науч. конф. каф. журн. ННГУ, Н. Новгород, 14 мар. 2017 г. / ННГУ им. Н.И. Лобачевского; редкол.: О.Н. Савинова (отв. ред.) [и др.]. – Н. Новгород, 2017. – C. 79–89.
Бирих, А. К. Русская фразеология: историко-этимологический словарь : около 6000 фразеологизмов / А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова; под ред. В.М. Мокиенко; С.-Петерб. гос. ун-т, межкаф. словарный кабинет. – 3-е изд., испр. и доп. –
Москва: Астрель: АСТ: Люкс, 2005. – 926с. – Текст: непосредственный.
Брусенская, Л. А. Фейк как элемент манипулирования общественным сознание / Л. А. Брусенская, Э. Г. Куликова – Текст: непосредственный // Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – № 5. – С. 101–112.
Будолак, М. С. Понятие “социальные медиа” – Текст: непосредственный // Петербургская школа PR: от теории к практике / отв. ред. А.Д. Кривоносов. – СПб., 2009.– Вып. 7. – С. 15–23.
Житель Уссурийска извинился за шуточный ролик про коронавирус на заводе // VL.RU. Сетевое издание. – 2020. – 23 марта. – URL: https://www.newsvl.ru/covid19/2020/ 03/23/188716/ (дата обращения: 12.01.2021). – Текст: электронный.
Ильченко, С. Н. Фейковая журналистика как элемент современной шоу-цивилизации / С. Н. Ильченко – Текст: непосредственный // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия : мат-лы междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14–15апреля 2016 года. – Екатеринбург, 2016. – С. 110–112.
Клинкова, Д. А. “Фейковые новости” в социальных сетях: проблемы и решения / Д. А. Клинкова – Текст: непосредственный // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. XII Междунар. науч. практ. конф.: в 2 ч.–
Ч. 1. – Пенза, 2017. – С. 233–235.
Коронавирус COVID-19 // COVID-19.info. Официальный сайт. 2020. 22 марта. – URL: https://xn--80aesfpebagmfblc0a.xn--p1ai/# .(дата обращения: 12.01.2021) – Текст: электронный.
Назаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. – 2-е изд., испр. – Москва: УРСС, 2002.– 239с. – Текст: непосредственный.
Неизвестные распространяют фейковые новости от имени ИА PrimaMedia // PrimaMedia.ru. – 2020. – 18 марта. – URL: https://primamedia.ru/news/924826/ (дата обращения: 12.01.2021) – Текст: электронный.
Официальный сайт Правительства Приморского края // Primorsky.ru. Официальный сайт. – 2020. –27 марта.– URL: https://primorsky.ru/news/186208/ (дата обращения 12.01.2021). – Текст: электронный.
Паники нет. В “Реми” опровергли слухи об ограничениях на покупки // Vostokmedia.com. – 2020. – 18 марта. – URL: https://vostokmedia.com/news/society/18-03- 2020/v-seti-gipermarketov-remi-prokommentirovali-ob-yavleniya-ob-ogranicheniyah-napokupki (дата обращения 12.01.2021). – Текст: электронный.
Первое заражение коронавирусом в Хубэе датировали 17 ноября // INTERFAX.RU. – 2020. – 13 марта. – URL: https://www.interfax.ru/world/698913 (датаобращения 12.01.2021).– Текст: электронный.
Приморский край: рейтинг СМИ за I квартал 2020 // Медиалогия. – 2020. – 7 июля. – URL: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/7535 (дата обращения 12.01.2021). – Текст: электронный.
Распопова, С. Фейковые новости: информационная мистификация: учебное пособие / С. Распопова, Е. Богдан. – Текст: непосредственный. – Москва: АспектПресс, 2018. –112с.
Распространяющаяся в Приморье информация о “взрывном росте” коронавируса оказалась фейком // PrimaMedia.ru. – 2020. – 27 марта. – URL: https://primamedia.ru/news/924826/ (дата обращения: 12.01.2021). – Текст: электронный.
Садчиков, Д. И. Фейковые новости в социальных сетях: механизмы распространения и воздействия на аудиторию/ Д. И. Садчиков – Текст: непосредственный // XXI Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана “Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования”, 22–23 марта 2018 г., Екатеринбург. – Екатеринбург: УрФУ, 2018. – С. 753–764.
Самосват, О. И. “Лайк” в социальных сетях как показатель социального одобрения в подростковой среде / О. И. Самосват – Текст: непосредственный // КПЖ. – 2015. – №6–1. – С. 148–150.
Сообщения об усиленной работе полицейских из-за коронавируса и штрафах родителям – фейк // PrimaMedia.ru. – 2020. – 26 марта. – URL: https://primamedia.ru/news/923972/ (дата обращения: 12.01.2021). – Текст: электронный.
Специалисты отмечают в Приморье высокий процент интернет-зависимости. В приоритете – почта, соцсети и новости // PRIMPRESS.RU. – 2019. – 15 апреля. – URL: primpress.ru/article/39203 (дата обращения: 12.01.2021). – Текст: электронный.
Суходолов, А. П. Феномен “фейковых новостей“ в современном медиапространстве / А. П. Суходолов – Текст: непосредственный // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. – 2017. – № 1. – С. 87–106.
Ученые прокомментировали панические слухи о “коронавирусе в бананах” // MK.RU. – Электронное периодическое издание. – 2020. – 28 января. – URL: https://www.mk.ru/social/2020/01/28/uchenye-prokommentirovali-panicheskie-slukhi-okoronaviruse-v-bananakh.html (дата обращения: 12.01.2021). – Текст: электронный.
Филологи объяснили популярность в России словосочетания “фейковые новости“ // РИА Новости. – Сетевое издание. – 2017. – 2 ноября. – URL : https://ria.ru/20171102/1508105804.html (дата обращения: 12.01.2021). – Текст: электронный.
Fake News // Cambridge Dictionary. – Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2020. – URL: https://dictionary.cambridge.org (дата обращения 11.01.2021). – Текст: электронный.
Twitter.Ganbarovstatus. – URL: https://twitter.com/Ganbarov/status/1223031994055045120 (дата обращения: 11.01.2021). – Текст: электронный.