Когнитивная опасность религиозного экстремизма в медиатекстах

Авторы

  • Г.С. Мельник Санкт-Петербургский государственный университет
  • Б.Я. Мисонжников Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.24334/KBSU.2022.2.4.009

Ключевые слова:

радикализация, религия, религиозные организации, экстремизм, сетевые медиа, экстремистский дискурс

Аннотация

Статья посвящена анализу проблемных аспектов радикализации религиозных догматов, причинам и способам их распространения в сетевых медиа, исследованию влияния последних на аудиторию. Внимание акцентируется на  критериях выявления в текстах признаков экстремизма, а также возможных защитных механизмах аудитории от деструктивных воздействий. В статье используются материалы лингвопсихологических экспертиз по запросам МВД,  прокуратуры и следственных органов, проведенных на базе Центра экспертиз СПбГУ. Используется метод функционального анализа, позволяющего выявить механизмы продвижения радикальных религиозных идей и установить функции медиатехнологий в реализации стратегии вовлечения в религиозные организации. Примененный деятельностный подход позволил выявить механизмы продвижения псевдорелигиозных концепций. 

Библиографические ссылки

Белов А.В., Шилкин А.Д. Диверсия без динамита. – М.: Политиздат, 1972. – С. 17–18.

Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: автореф. дисс. … д-ра юрид. наук: 12.00.08. – М., 2006.

Гамидуллаев М.Б. Исламская психология: самоуправление личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mybook.ru/author/muhammad-bukar-gamidullaev/islamskaya-psihologiya-samoupravlenie-lichnostich/read/.

Данилова Е. Недолгий опыт интеграции духовных христиан в советскую экономику 1920-х гг. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 3. – С. 60–80. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-3-60-80.

Жуков А.В. Теология и антропология современного иеговизма //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2010. – № 1. – С. 170–171.

Инаева Д.Д. Религиозный экстремизм: исторические истоки зарождения // Молодой ученый. – 2016. – № 1. – С. 799–80.

Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – 5-е изд. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 288 с.

Климков О.С. Религия в зеркале психоанализа // Психолог. - 2017. – № 3. – С. 105–129. DOI: 10.25136/2409-8701.2017.3.23224 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=23224.

Конвенция Шанхайской организации сотрудничества по противодействию экстремизму 2017 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/436739639.

Мельник Г.С. Стратегии религиозно-политических массмедиа в войне цивилизации и смыслов // Региональная информатика (РИ-2020): материалы XVII международной конференции. Санкт-Петербург, 28–30 октября 2020 г. – Ч. 1. СПОИСУ. – СПб, 2020. – С. 264–265.

Мельник Г.С., Мисонжников Б.Я. Социолингвистические маркёры экстремистского текста // Гуманитарный вектор. Серия «Филология. Востоковедение». – 2015. – № 4 (44).

Мельник Г.С., Мисонжников Б.Я. Социолингвистические маркёры экстремистского текста // Гуманитарный вектор. Серия «Филология. Востоковедение». – 2015. – № 4 (44). – С. 106–113.

Мельшина К.Ю. Шанхайская организация сотрудничества в противодействии экстремизму: новый уровень сотрудничества // Международный правовой курьер. – 2017. – № 2 (20). – С. 46–49.

Мельшина К.Ю. Свобода слова и ее ограничение современным международным правом прав человека на примере экстремизма: теория и практика // Вопросы экономики и права. – 2017. – № 4. – С. 22–26.

Муминов А.И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: социально-философский анализ: автореф. дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11. – М., 2006.

Никоненко Ст. Послесловие // Таксиль Л. Священный вертеп / пер. с фр. Л. Большинцовой. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1988. С. 483–490.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 58/174 «Права человека и терроризм» от 22 декабря 2003 г. Документ ООН A/RES/58/174.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 68/127 «Мир против насилия и насильственного экстремизма» от 18 декабря 2013 г. Документ ООН A/RES/68/127.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 68/276 «Обзор глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций» от 13 июня 2014 г. Документ ООН A/RES/68/27.

Салахова А. в религиозном интернет-дискурсе // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. – Челябинск, 2010. № 34 (215). – С. 109–110.

Список организаций, признанных российскими судами экстремистскими [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://flb.ru/zapr.php

Строжевая башня. – 2019. Октябрь.

Шугалей М.А. и др. Триполи как социальный лифт для ИГИЛ (террористическая организация) / колл. монография по результатам исследований Максима Шугалея / под науч. ред. проф. А.И. Юрьева. –СПб., 2020.

Щербатых Ю.В., Ноздрачев А.Д. Физиология и психология страха // Природа. – 2000. – № 5. – С. 61–67.

Filippov V.M., Abashidze A.Kh., Melshina K.Y. Legal Aspects of Combating Extremism for the International Community of States» // Indian Journal of Science and Technology. – 2016. – Vol. 9 (32). – Р. 1–10.

Hausler М. Himmlers Ideen leben weiter. Was hatte der «Reichsführer SS» Himmler mit den Zeugen Jehova vor. URL: http://www.manfredgebhard.de/Urania9.pd

Kellerhoff S. F. Warum die Kirche mit den Nazis einen Pakt schloss //Die Welt. – 2013. 19 Juli.

Опубликован

2022-12-29

Как цитировать

Мельник, Г., & Мисонжников, Б. (2022). Когнитивная опасность религиозного экстремизма в медиатекстах. Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета: Журналистика. Образование. Словесность, 2(4), 78–98. https://doi.org/10.24334/KBSU.2022.2.4.009